О ПОСЛЕДНИХ ВРЕМЕНАХ
ЗНАМЕНИЯ ПРИШЕСТВИЯ АНТИХРИСТА
АНТИХРИСТ
МИР В ПЕРИОД   ЦАРСТВА   АНТИХРИСТА
ПРОРОЧЕСТВА О КОНЦЕ ВРЕМЕН
ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ ХРИСТОВО. СТРАШНЫЙ СУД
статьи
видео
 

 

Представление об антихристе в свете Священного Писания и Священного Предания

Изображение козней антихриста и указание кого он прельстит

Толкование пророчеств Апокалипсиса о звере из моря

Тайна беззакония и антихрист

Тайна числа зверя

О том, что не допускает открыться антихристу

  

                                 

Господь Иисус Христос сказал: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее»... Адский план борьбы с Церковью в Св. Писании называется «тайной беззакония», действующей на протяжении веков и имеющей завершиться появлением антихриста. Антихрист сможет прийти лишь в результате всемирной апостасии, т. е. от­ступления народов от Бога и от путей Божиих, когда благодать Божия отступит от людей...

Между прочим, очень важно отметить, что все св. отцы считают главной причиной такого быстрого и безрассудного увлечения людей антихристом отсутствие у них духовного разума, всецелую их погруженность в плотское состояние. А так как духовный разум может приобретаться и развиваться только в условиях правильной духовной жизни, преподаваемой истинной Православной Церковью, то в тот момент смогут оказаться в полном духовном всеоружии и распознать все козни и коварства антихриста только православные христиане, но не все, а только та малая часть из них, которая будет жить духовной жизнью по правилам Церкви. Еретики же и лже­веры, у которых или вовсе отсутствует духовная жизнь, или практикуется, но в неправильных и извращенных формах, неизбежно сделаются жертвами обольщения антихриста.

Антихрист тонко подменит культ Богочеловека культом человекобога и потребует поклонения себе как Богу. В Св. Писании он изображается как превозносящийся «выше всего, называемого Богом или святынею», как говорящий «гордо и богохульно», как хулящий Бога и «жилище Его и живущих на небе».

Здесь важно заметить, что в направлении распространения противохристианских человекобожеских взглядов сейчас деятельную пропаганду ведут как йоги, так и их западные последователи — теософы. Все они говорят, что наше человеческое «я» — божественно и единосущно с Богом. «Дух в душе человека есть истинное «я» человека, в котором он действительно единосущен Отцу». «Истинное «я» человека есть проявление Бога, и в нем (в истинном «я») заключается самая сущность Божества». «Божественное Существо, которое мы себе «в невежестве» представ­ляем как бы отдельным от нас, совсем не находится вдали от нас, но есть собственное «я», заключенное внутри нас» (Суоми Абедананда, «Как сделаться йогом», с. 28). Тот же автор утверждает, что откровение идет не из какого-либо особого источника, но что оно (внушение свыше) есть только раскрытие высшего «я» в самом человеке.

Те же религиозные противохристианские взгляды мы находим и у проповедников теософии. Президент теософского общества А. Безант утверждает: «Высшее «я» человека есть та самая     сила, которая создала вселенную...; она часть жизни Логоса и неотделима от него». «Высшее «я» — Божественный Дух», — говорит Е. Блаватская. Теософы признают, что явление Бога на земле есть явление не единственное, а повторяющееся в так называемых «аватарах». Появление   на земле «аватаров», или «спасителей мира», по их учению, совершалось много раз. А. Безант утверждает, что до сих пор на землю нисходили девять аватаров. «Десятый должен появиться». Под этими аватарами разумеются Будда, Кришна, Иисус Назоретский и др. Христианское же вероучение утверждает, что единосущными Богу Отцу являются только Сын Божий и Дух Святый — Троица Святая, Единосущная и Нераздельная. Спасение мира совершено однажды. Единственным Спасителем людей и Искупителем является вочеловечившийся Сын  Божий  Господь Иисус Христос.

Других«спасителей» никогда не было и не будет Приведенные же здесь взгляды представителей восточного и западного оккультизма свиде­тельствуют о подготовке провозглашения грядущего антихриста богом и «спасителем мира». По предсказанию св. ап. Павла, антихрист «в храме Божием сядет... как Бог, выдавая себя за Бога». Без сомнения «у антихриста не будет ни времени, ни охоты, ни возможности постоянно сидеть в храме. Он будет это делать только в особенных, торжественных и важных случаях, например, при провозглашении себя царем мира и Богом. Но ему и не нужно будет постоянно быть в храме. Севши раз в храме и объявив себя Богом, он этим самым действием подаст знак и вместе с тем отдаст и приказ, чтобы во всех храмах христианских и нехристианских были поставлены его изображения (статуи или иконы) и чтобы все люди поклонялись им как ему самому, как изображениям Бога. И действительно в храмах начнется служение антихристу как Богу».

Это осквернение святыни христианского храма и христианской веры в Св. Писании таинственно предвозвещается в изречениях о поставлении «мерзости запустения» во святом месте:

а)  ... «в половине седьмины (после трех с половиной лет второго периода и в начале третьего периода, имеющего продолжаться три с половиной года, деятельности антихриста) прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения» (Дан. 9, 27).

б)  ... «и поставлена будет им часть войска, которая осквернит святилище могущества и прекратит ежедневную жертву и поставит мерзость запустения» (Дан. 9, 31).

в)  ... «со времени прекращения ежедневной жертвы и поставления мерзости запустения пройдет 1290 дней» (Дан. 12, 11). Здесь в пророческой перспективе одновременно изображаются три события, хотя и отделенные друг от друга целыми веками, но имеющие глубокое внутреннее сродство между собой. В действительности же первые два события являются только прообразом последнего, грядущего, к которому главным образом и относится пророчество.

а) Первое событие — это гонение на веру Антиоха Епифана, царя Сирийского. Антиох воцарился после своего брата Селевка IV в 137 г. эры Селевкидов, или в 176 г. до Рождества Христова. О его ужасном царствовании и его жестоком гонении на веру говорится в первых двух книгах Маккавейских. «Он вошел во святилище с надменностью ... и повелел, чтобы в его царстве все были одним народом, и чтобы каждый оставил свой закон» ... и «ругались над субботами и праздниками, и оскверняли святилище и святых» ... «А если кто не сделает по слову царя, да будет предан смерти» ... и «устроили на жертвеннике мерзость запустения» ... «и книги закона, какие находили, разрывали и сожигали огнем; у кого находили книгу завета и кто держался закона, того по повелению царя предавали смерти ... убивали жен, обрезавших своих детей, а младенцев вешали за шеи их. домы их расхищали ... храм наполнился любодейством и бесчинием от язычников» (1 кн. 1; 2 кн. 6, 1-9). У христианских богословов Антиох Епифан признается самым ярким прообразом грядущего антихриста.

б) Второе событие — это разрушение Иерусалима и осквернение Иерусалимского храма римскими войсками в 70 г. после Рождества Хрис­това. «Если бы пророчество Даниила относилось только к Антиоху, то в таком случае Иисус Христос, повторяя о мерзости запустения, реченной через пророка Даниила, не мог бы говорить как о событии, имеющем совершиться в будущем, так как для Его времени эпоха Антиоха Епифана уже давно миновала».

Событие это описано иудейским историком Иосифом Флавием. По его словам, римляне, подавляя восстание иудеев, разрушили Иерусалим и «внесли свои знамена во святилище и поставили их против Восточных врат; принесли перед знаменами торжественные жертвы (языческие) и громкими криками провозгласили Тита самодержцем». Так стала «мерзость запустения» в священном граде и в святыне этого града..., в храме Иерусалимском. В этом храме теперь принесена была жертва языческим богам руками язычников; отселе жертвы и молитвы истинному Богу в нем прекратились навсегда».

в) Но это пророчество о мерзости запустения могло только отчасти относиться к разрушению Иерусалима в 70 г. по Р.Х. Главным же образом оно имеет в виду другую, грядущую эпоху, «когда будут осквернены все храмы на земле и вместе с тем произойдет опустошение и осквернение Нового Сиона — Церкви Христовой ... по всей земле. Это будет пред кончиною мира — при антихристе». Блаженный Иероним все пророчество Даниила о поставлении «мерзости запустения» относит к антихристу и только некоторые черты — к Антиоху...

Открывая свое мировое владычество, антихрист будет уловлять в свой сатанинский плен все человечество с помощью тех же приемов, какие употребил сатана, искушая Самого Господа.

1. Первое искушение сатаны выразилось в его предложении Господу превратить камни в хлебы (Матф. 4, 3). На первый взгляд оно может показаться «вполне согласующимся с конечными целями служения Сына Божия». Что можно было иметь против того, чтобы пустыня расцвела, как крин (Ис. 35, 1), чтобы голод, бедность, нужда, весь мучительный труд в поте лица при добывании хлеба, явившиеся как результат первого проклятия земли для наказания согрешившего человека (Быт. 3, 17-19), наконец прекратились? Однако весь грех и все лукавство этого предложения состояли в том, что здесь «предлагалось с этого начать, вместо того чтобы этим окончить, предлагалось вызвать полное изобилие в видимом мире, но не в качестве следствия и выражения внутреннего царства правды» (Тренч).

 Одно внешнее улучшение материальных условий жизни, без предварительного нравственного улучшения самих людей, явилось бы полным торжеством зла, так как такое сытое благополучие закрепило бы безнадежное плотское состояние его участников, парализуя всякую возможность нравственного исправления и духовного совершенствования. Поэтому Христос и отвечал сатане: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Матф. 4, 4). В этом ответе Господа не игнорируются телесные нужды людей, но ставятся на второе место после духовных потребностей.

 Евангелие осуждает лишь попытки угождения плоти при полном забвении Бога, осуждает намерение сделать людей материально счастливее, не делая их нравственно совершеннее. Господь предупреждает нас: «Внемлите же себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством» (Лк. 21, 34), — ибо в последнем случае мы теряем нравственную свободу, становимся рабами своих низменных потребностей и убиваем свою душу вечной смертью.

К такому-то полному духовному рабству приводят людей вожди мировой, революции. Их учение и их призывы облекаются в возвышенные слова «об общем равенстве» и «братстве», но в действительности они стараются увлечь людей только к устроению одного материального благополучия, отводя от всех возвышенных — нравственных и религиозных — стремлений. Когда же для человека станет единственной ценностью только материальное благо, то он непременно станет полным рабом того, кто будет давать ему это благо.

 Материалистическое воспитание людей даст неограниченную власть антихристу, ибо все средства существования окажутся в его полном распоряжении. Он будет щедро раздавать их только своим последователям и приспешникам. И человек, не приучивший себя к воздержанию, не имеющий духовной и принципиальной стойкости, принужден будет подчиниться его воле: «...всем — малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам — положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и ... никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его».

2. Второе искушение сатаны проявилось в том, что он, взяв Господа во святой град и поставив Его на крыле храма, сказал Ему: «Если Ты Сын Божий, бросься вниз; ибо написано: «Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею» (Матф. 4, 5—6). Это предложение у диавола означало следующее: «Бросься вниз и явись окруженным и носимым сонмом ангелов перед изумленным народом, чтобы народ, увидев это знамение, сразу признал Тебя Сыном Божиим».

И это искушение сатаны под предлогом благовидной заботы о возбуждении в народе веры в Божественное достоинство Спасителя представляло собою не что иное, как полное отвержение Креста Христова, отвержение Искупления, ибо оно предлагало Христу стать вож­дем, увлекающим за собой толпу одним пустым эффектом и не требующим от нее никакого нравственного подвига и самоотвержения.

Подобное требование знамения от Господа исходило неоднократно и от фарисеев. «Фарисеи, не удовлетворяясь теми чудесами, которые совершал Господь, требовали от Него особенного чуда — «знамения с небесе» (Мк. 8, 11). ...Желание «знамения с небесе» выражалось иногда и народом. Так, после чудесного умножения пяти хлебов и насыщения ими многолюдного собрания, в котором было пять тысяч мужей, за исключением жен и детей, очевидцы этого чуда, участники этой трапезы говорили Господу: «Кое Ты твориши знамение, да видим и веру имем Тебе?

 Отцы наши ядоша манну в пустыни, якоже есть писано: хлеб с небесе даде им ясти» (Ин. 6, 30—31). Для них показалось недостаточным дивное размножение хлебов в руках Спасителя: оно совершилось с тишиною, со святым смирением, которым были проникнуты все действия Богочеловека, а им нужно было зрелище, им ну­жен был эффект. Им нужно было, чтобы небо покрылось густыми облаками, чтобы возгремел гром и засверкала молния, чтобы хлебы попадали из воздуха» (с небес).

Тяжким грехом было требование такого знамения от Богочеловека, ибо оно исходило из плотского разума, отвергающего какую-либо возвышенную духовную цель ради внешнего эффекта. Господь, услышав это дерзкое богохульное требование знамения, глубоко вздохнув, сказал: «Для чего род сей требует знамения? Истинно говорю вам, не дастся роду сему знамение. И оставив их ... отправился на ту сторону» (Мк. 8, 12—13). Это требование знамения с неба было требованием чуда в характере чудес сатаны. Никакой особенной достоверности знамение с неба не могло иметь. Почему только знамение с неба могло засвидетельствовать, что оно от Бога?

 «Из Божественного Писания видно противное ... Священное Писание повествует, что по действу диавола «огнь спаде с небесе и пожже овцы и пастыри» праведного Иова. Очевидно, что этот огонь образовался в воздухе, как образуется в нем молния. Симон волхв удивлял чудесами слепотствующий народ, который признавал в нем силу сатаны «великою силою Божиею» (Деян. 8, 10). Особенно привел Симон в удивление язычников римлян, когда в многочисленном собрании их, объявив себя богом и свое намерение вознестись на небо, внезапно начал подыматься в воздухе; повествует об этом блаженный Симеон Метафраст, заимствуя поведание из древнейших христианских писателей. Пинетти, живший в конце XVIII столетия, совершал подобные чудеса. Совершали и совершают их и другие».

То, что отказался совершить Христос, совершит антихрист: он даст знамение с неба, т. е. знамение в воздухе, где преимущественно господствует сатана. Св. Иоанн Богослов говорит, что антихрист совершит дела великие, «да и огнь сотворит сходити с небесе на землю пред человеки» (Откр. 13, 13). «На это знамение указывается Писанием как высшее из знамений антихриста, и место этого знамения — воздух: будет оно великолепным и страшным зрелищем». Оно будет «действовать наиболее на чувство зрения, очаровывая и обманывая его».

Св. Симеон Новый Богослов предупреждает, что «взирати на небо зело редко подобает страха ради (из предосторожности) лукавых на воздусе духов, сего ради и именуются воздушнии дуси, иже производят многие и различные прелести на воздусе». Св. ап. Павел называет сатану «князем, господствующим в воздухе». Очарование воздушным бесовским явлением грозит неизбежной гибелью для внимающих ему. «Все бесовские явления имеют то свойство, что даже ничтожное внимание к ним опасно; от одного такого внимания, допущенного (даже) без всякого сочувствия к явлению, можно запечатлеться самым вредным впечатлением, подвергнуться тяжкому искушению» (еп. Игнатий Брянчани-нов, т. IV, с. 329).

Знамения антихриста, совершаемые сатанинской силой, произведут неотразимое влияние на зрителей. «Не сообразят человеки, что чудеса его не имеют никакой благой, разумной цели, никакого определенного значения, что они чужды истины, преисполнены лжи, что они — чудовищное, всезлобное, лишенное смысла актерство, усиливающееся удивить, привести в недоумение и самозабвение, обольстить, обмануть, увлечь обаянием роскошного, пустого, глупого эффекта» (еп. Игнатий Брянчанинов, т. IV, с. 300).

Увидев эти чудеса, люди по слепоте своей, по торжеству своего плотского разума немедленно признают в них действие сатаны величайшим проявлением силы Божией и с восторгом примут антихриста богом. Антихрист наведет страх грозою и дивом чудес своих, удовлетворит ими безрассудному любопытству и грубому невежеству, удовлетворит тщеславию и гордости человеческой, удовлетворит плотскому мудрованию, удовлетворит суеверию, приведет в недоумение человеческую ученость: все человеки, руководствующиеся светом падшего естества своего, отчуждавшиеся от руководства светом Божиим, увлекутся в повиновение обольстителю (Откр. 13, 8) (еп. Игнатий Брянчанинов, т. IV, с. 302).

3. Третье искушение сатаны заключалось в том, что он, возведя Спасителя на высокую гору и показав Ему все царства мира и славу их, сказал Ему: «Все это дам Тебе, если падши поклонишься мне» (Матф. 4, 8—9;. Лк. 4, 5—7). Власть сатаны над царствами мира сего неоднократно засвидетельствована самим Словом Божиим. Сам Господь называет диавола «князем мира сего». А св. Иоанн Богослов в Откровении пишет, что сатана тем, кто ему служит, дает «силу свою, и престол свой, и великую власть» (13, 2).

 Власть сатаны утверждается на обмане, на обольщении и на насилии. Господь же Иисус Христос пришел утвердить Свою власть на свободном нравственном подвиге и свободном сыновнем послушании Отцу. И то, что отверг Христос, в полной мере осуществит антихрист. Он сам получит всю свою власть над миром от сатаны за свое полное повиновение ему, а также будет награждать ею и других — в меру повиновения и служения сатанинской воле.

Достигнув мировой власти, антихрист резко изменит свое поведение. Вместо лицемерного и осторожного отношения к людям, вместо показного актерского благожелательства своего к своим противникам он открыто выступит беспощадным гонителем всех верующих христиан, не соглашающихся поклониться ему как Богу. Он будет «угнетать святых Всевышнего, даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон». Открытое общественное христианское Богослужение должно будет прекратиться. «Антихрист и его приверженцы, — пишет проф.

 Беляев, — будут уничтожать книги Свяш. Писания, будут гнать и мучить проповедников Слова Божия и совершителей христианского Богослужения, будут следить за тем, чтобы нигде не была совершаема Евхаристия, и все-таки и проповедание Слова Божия не умолкнет, и Богослужение не прекратится, и Евхаристия будет совер­шаема» (там же, с. 346), но, конечно, только в скрытых местах, как в первые века христианства.

У антихриста окажется деятельный помощник в преследовании христиан и в принуждении их к поклонению ему, как Богу. По своей жестокости и беспощадности этот помощник антихриста назван в Писании «вторым зверем». «И увидел я, — пишет св. Иоанн Богослов, — другого зверя, выходящего из земли... Он действует... со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю... И чудесами, которые дано было ему творить пред зверем, он обольщает живущих на земле, говоря... чтобы они сделали образ зверя... И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтоб образ зверя и говорил, и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя».

«Испытание для святых Божиих настанет страшное: лукавство, лицемерство, чудеса гонителя будут усиливаться обмануть и обольстить их, утонченные, продуманные и прикрытые коварною изобретательностью преследования и стеснения, неограниченная власть мучителя — поставит их в самое затруднительное положение; малое число их будет казаться ничтожным пред всем человечеством... общее презрение, ненависть, клевета, притеснения, насильственная смерть соделаются их жребием»... «Противники антихриста сочтутся возмутителями, врагами об­щественного блага и порядка, подвергнутся и прикрытому, и открытому преследованию, подвергнутся пыткам и казням»...

Первыми жертвами антихриста будут его обличители — св. пророки Енох и Илия. «И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны (антихрист), сразится с ними, и победит их, и убьет их, и трупы их оставит на улице великого города, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят (Иеру­салим). И многие из народов и колен, и языков, и племен будут смотреть на трупы их три дня с половиною и не позволят положить трупы их во гробы. И живущие на земле будут радоваться сему и веселиться и пошлют дары друг другу, потому что два пророка сии мучили живущих на земле.

Но после трех дней с половиною вошел в них дух жизни от Бога, и они оба стали на ноги свои; и великий страх напал на тех, которые смотрели на них. И услышали они с неба громкий голос, говоривший им: взойдите сюда. И они взошли на небо на облаке; и смотрели на них враги их. И в тот же час произошло великое землетрясение, и десятая часть города пала, и погибло при землетрясении семь тысяч имен человеческих; и прочие объяты были страхом, и воздали славу Богу Небесному» (Откр. 11, 7—13).

После этого должно произойти замечательное событие, которое можно приписать только действию проповеди св. пророков, их чудесного воскресения и вознесения на небо, — обращение ко Христу значительной части современных антихристу иудеев. Блаженный Феофилакт Болгарский по этому поводу пишет: «Илия придет... как предтеча второго пришествия, и возвратит к вере во Христа всех евреев, которые окажутся послушными, приводя как бы к отеческому наследию их, отпавших от Него. Основаниями для этого утверждения служат следующие пророческие слова в Священном Писании:

а)  «Вот, Я пошлю к вам (евреям) Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, пришед, не поразил земли проклятием» (Мал. 4, 5—6).

б)  «И будет в тот день: остаток Израиля и спасшиеся из дома Иакова не будут более полагаться на того, кто поразил их; но возложат упование на Господа, Святаго Израилева, чистосердечно. Остаток обратится, остаток Иакова — к Богу сильному» (Ис. 10, 20—21).

в)  «А Исайя провозглашает об Израиле: хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется» (Рим. 9, 27, Ис. 10, 22).

г)  «А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце. В этот день поднимется большой плач Гададриммона в долине Мегиддонской» (Зах. 12, 10—11).

д)  «Ибо если ты (из язычников обратившийся ко Христу) отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные (из иудеев) привьются к своей маслине... Не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, — чтобы вы мечтали о себе, — что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников» (Рим. 11,24). <...>

Свидетельство Св. Писания о чудесном явлении пророков Илии и Еноха, об их проповеди и обличении антихриста, об их мученической смерти и воскресении сможет в полной мере объяснить и чудесное обращение ко Христу остатка Израиля в эпоху антихриста.

Это обращение иудеев ко Христу вызовет сильнейшую злобу у антихриста в отношении к христианам. Тогда для них настанет «великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет» (Матф. 24, 15—21). «И дано было ему (антихристу) вести войну со святыми (христианами) и победить их» (Откр.  13, 7).

Спасение для небольшого остатка верующих будет только в краткосрочности царствования антихриста. «И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни» (Матф. 24, 22).

Мировое владычество антихриста продолжится три с половиной года. «Со времени прекращения ежедневной жертвы (начала третьего периода деятельности антихриста при открытии им своей всемирной монархии) и поставления мерзости запустения пройдет 1290 дней». Тот же срок царствования антихриста отмечается и в Откровении: «И дана ему (антихристу) власть действовать сорок два месяца».

Прот. Борис Молчанов, 1920 г. «Тайна беззакония и Антихрист» (приводится в сокращении)

 

 

 
 
Хостинг от uCoz