О ПОСЛЕДНИХ ВРЕМЕНАХ
ЗНАМЕНИЯ ПРИШЕСТВИЯ АНТИХРИСТА
АНТИХРИСТ
МИР В ПЕРИОД   ЦАРСТВА   АНТИХРИСТА
ПРОРОЧЕСТВА О КОНЦЕ ВРЕМЕН
ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ ХРИСТОВО. СТРАШНЫЙ СУД
статьи
видео
 

 

Знамения Второго Пришествия Иисуса Христа Видение страшного суда Христова
Гибель антихриста

Разделение праведных и грешных

Святитель Игнатий Брянчанинов о Втором Пришествии Христовом

Новые грозные слова отца Иоанна(Кронштадтского)

Страшный суд Христов Кончина мира
Воскресение мертвых Послесловие
  

                                 

Этот член веры недоступен для исследования. Посему, постигая его не ограниченным разумом, но непоколебимой верой, не осмеливаемся испытать тайну Божью и вместе с наставницей нашей — Церковью — исповедуем и взываем: чаю воскресения мертвых. Веруем, Господи! Помоги нашему неверию.

Но так как вера зиждется и происходит от Божественных Писаний, этого источника живых вод, то мы и постараемся почерпнуть хоть незначительные капли из реки, вытекающей от Престола Божьего и орошающей нашу душу, как пустыню безводную.

Воскресение мертвых пророк Иезекииль раскрыл в следующем видении: «Была на мне рука Господа, и Господь вывел меня духом, и поставил меня среди поля, и оно было полно костей, — и обвел меня кругом около них, и вот весьма много их на поверхности поля, и вот они весьма сухи. И сказал мне: сын человеческий! оживут ли кости сии? я сказал: Господи Боже! Ты знаешь это. И сказал мне: изреки пророчество на кости сии и скажи им: «кости сухие! слушайте слово Господне!»

 Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете. И обложу вас жилами и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею и введу в вас дух, — и оживете, и узнаете, что Я — Господь. Я изрек пророчество, как поведено было мне; и когда я пророчествовал, произошел шум, и вот движение, и стали сближаться кости, кость с костью своею. И видел я: и вот, жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху, а духа не было в них. Тогда сказал Он мне: изреки пророчество духу, изреки пророчество, сын человеческий, и скажи духу: так говорит Господь Бог: от четырех ветров приди дух, и дохни на этих убитых, и они оживут. И я изрек пророчество, как Он повелел мне, и вошел в них дух, — и они ожили, и стали на ноги свои — весьма, весьма великое полчише... Изреки пророчество и скажи им: так говорит Господь Бог: вот, Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших... И вложу в вас дух Мой, и оживете... и узнаете, что Я — Господь, сказал это — и сделал...».

Истину воскресения мертвых подтвердил Христос Спаситель, когда сказал: Я есмь воскресение и жизнь: верующий в Меня, если умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет во веки. Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божьего, и, услышав, оживут.  И изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения.

О воскресении мертвых учит и апостол Павел: Если о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают.

Ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших. Поэтому и умершие во Христе погибли. И если мы в сей только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех людей. Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его.

Разрешение некоторых вопросов о воскресении мертвых

Считаем необходимым разрешить несколько вопросов, могущих явиться у читателя.

1. Все ли мертвые воскреснут на суде?

На страшный суд воскреснут все жившие люди, начиная с Адама, до самой кончины мира. Ибо так говорит Св. Писание: Все находящиеся во гробах услышат глас Сына Божьего. Тогда сядет на престоле славы Своей и соберутся пред Ним все народы.

Если все мертвые воскреснут, то как следует понимать слова Псалмопевца: Не воскреснут нечестивые на суд (Пс. 1, 4). Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? Разве мертвые восстанут и будут славить Тебя? (Пс. 87, 11). Давид, произнося сии слова, очевидно, разумел воскресение двоякое: одно в жизнь, а другое — в смерть вечную. Значит, он хотел сказать, что нечестивые не воскреснут на суд воскресением в жизнь, но в смерть. Это подтверждает сам же Давид, ибо далее прибавляет: ни грешники в совете праведных. В таком смысле Иисус Христос говорит: мертвые услышат глас Сына Божьего. И изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения.

2. Всем ли следует умереть перед страшным судом?

Св. Иоанн Златоуст, Феодорит и Феофилакт учат, что «умрут не все, но некоторых страшный суд застанет живыми». В первом послании к Коринфянам ап. Павел говорит: не все мы умрем, но все изменимся. Толкуя эти слова, Св. Златоуст говорит: «Итак, все не умрем, все же изменимся. Изменятся и не умершие, ибо смертны и они. Подобает и оным телам не умирающим измениться и прейти в нетление».

Что перед страшным судом будут и живые, это: а) подтверждает и Символ веры, седьмой член которого читается так: И паки грядущего со славою судити живым и мертвым... б) свидетельствует ап. Павел словами: мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках на воздух, в сретение Господу. Св. Златоуст так объясняет сказанное: «прежде скончавшиеся восстают, и так купно сретение бывает. Авель, скончавшийся прежде всех, вместе с живыми тогда усрящет».

Ты спросишь: что же апостол говорит: как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут? (1 Кор. 15, 22). Отвечаю: Все оставшиеся в живых до дня пришествия Господня умрут и оживут изменением, но не падением и восстанием. Не все мы умрем, но все мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Св. Златоуст, толкуя сии слова, говорит: «тленное тело есть и мертвенное. Мертвость же и тление погибают, когда на них найдет нетление и бессмертие».

Некоторые учители утверждают, что все пред страшным судом должны умереть. «Ибо весь род человеческий согрешил в липе Адама; посему и все люди осуждены на смерть; само, наконец, воскресение не может быть, если не предварит его смерть». Учит сему, по их понятию, и Апостол подобием семян, которые не произрастут в колос, если прежде не истлеют. Сие, будто бы, всякий день читаем в символе веры: Чаю воскресения мертвых. Каким образом может быть воскресение там, где нет падения? Воскресение есть второе восстание падшего человека, говорит св. Дамаскин.

Из этих двух мнений мы верим тому, которое проповедует Светильник Восточной Церкви — святой Иоанн Златоуст.

3. Прежние будут тела у воскресших или какие другие?

На сей вопрос отвечаю словами: а) Псалмопевца: Господь хранит все кости праведных, и ни одна из них не сокрушится (Пс. 33, 21); б) Апостола Павла: всем должно явиться пред судище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в геле, доброе или худое (2 Кор. 5, 10). Тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие (1 Кор. 15, 53).

Из этих слов Св. Писания заключаем, что тело, бывшее участником земных страданий или наслаждений, будет причастником и вечной славы и бесконечных мучений.

Как Бог дает зерну другое тело, так и воскресшие не будут ли иметь новую плоть? И не о сем ли говорит Апостол: то, что ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное, или какое другое. Но Бог дает ему тело, какое хочет, и каждому семени свое тело?

Апостол говорит о внешнем виде зерна, а не о существе его, потому что существо зерна твердого и истлевшего и давшего всход остается одно и то же; если мы посеем зерно пшеничное, то оно произрастит и колос пшеничный, а не ячменный. Как пшеничное зерно, принимая другой вид при произрастании, не теряет своего типического свойства, так и телеса человеческие при воскресении останутся при своих особенных свойствах и изменяются только видом: сеется в тление, восстает в нетлении.

Прямым подтверждением наших слов служит воскресшее тело Христа Спасителя, Который и наше уничиженное тело преобразил так, что оно будет сообразно славному телу Его. Известны бесчисленные случаи, когда персть человеческого тела совершенно уничтожена и развеяна ветрами, рассыпана при ученых и иных раскопках, сожжена огнем и превращена в дым; небезызвестно также, что люди пожираются зверями, птицами и рыбами. Каким образом тела таких людей совокупятся и примут свой перво­бытный вид?

В ответ на сие возражение скажу, как и ранее, что это дело веры, а не любопытства, ибо человекам это невозможно, Богу же всё возможно (Матф. 19, 26). Размышляю о всех делах Твоих, рассуждаю о делах рук Твоих (Пс. 142, 5), говорил про себя Давид. Размышляя о всемогуществе Божьем, он непоколебимо верил тому, что небо, земля, воздух, море и все, что в них, сотворены из ничего одним глаголом: «да будет». Он сказал, — и сделалось; Он повелел — и явилось (Пс. 32, 9).

Если Бог из небытия привел в бытие целый мир и из праха земного создал человека, то тем более может Он обновить человеческое тело, хотя бы оно было рассеяно по всей поднебесной. Крайне удивляется Иоанн Дамаскин тем, которые спрашивают: каким образом восстают мертвые? «Какое безумство! — восклицает он. Какое неверие Тому, Кто одним хотением преложил персть в тело, Кто повелел растити малую каплю семени в ложсснах! Ты спрашиваешь: каковым телом грядут? Безумец! Если слепота не позволяет верить словам Божьим, то верь делам! Ты бо еже сеешь, не животворится, если не умрет» и т. д.

4. Не воскреснут ли все в полу мужском?

Нет! Как вначале Бог сотворил пол мужской и женский, так и по воскресении мужья останутся мужьями, женщины — женщинами. Господь упоминает об обоих полах, когда говорит, что по воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божьи на небесах (Матф. 22, 30). Итак, все мы придем не в мужской пол, но в мужа совершенна, т. е. примем мужскую силу и твердость, чтобы, как говорит далее Апостол, мы не были младенцами, колебающимися всяким ветром учения (Ефес. 4, 14); будем подобны Ангелам не отсечением пола, но отсечением женитьбы и плотских похотей.

5.  Тела воскресших не потребуют ли пищи и питья?

Воскресшие тела не будут нуждаться в физической пище и питье, которые необходимы для поддержания изнуренного и ослабевающего тела тленного. Сеется бо в немощи, восстает в силе. Для чего же ел Иисус Христос по Своем воскресении? (Лк. 24, 43). Он ел и пил для уверения Своих учеников, принявших Его за духа, ел также для свидетельства о теле, изменившемся своим видом.

6.   Какие свойства будут иметь тела воскресших святых?

Тела воскресших Святых будут:

а)  Бесстрастны, нетленны и бессмертны. Сеется в тление, восстает в нетлении (1 Кор. 15). Сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых... умереть уже не могут (Лк. 20, 35 и 36).

б)  Духовны, Они сделаются подобны духам бесплотным в крепости, скорости, нетлении и тонкости; они явятся тонкими и легкими, как воскресшее тело Христово, которое не знало никаких пределов и преград. Сеется тело душевное, восстает тело духовное (1 Кор. 15, 44).

в) Светлы, как сказал Спаситель: тогда праведники воссияют, как солнце, в царстве Отца их (Матф. 13, 43). По свидетельству Апостола, Господь уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно телу Его (Филип. 3, 21). Сеется в уничижении, восстает в славе (1 Кор. 15, 43).

7. Какие свойства будут иметь тела осужденных грешников?

1)  Тела осужденных грешников будут иметь нетление и бессмертие. О сем свидетельствует Иисус Христос: и пойдут сии в муку вечную (Матф. 25, 46). В те дни, говорит Тайновидец, люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них (Откр. 9, 6). Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие (1  Кор. 15, 53), изъясняет апостол Павел.

2)   Будут страдательны, ибо почувствуют страшные мучения в пламени, который пребудет во веки.

О воскресении мертвых по верованию св. угодников Божиих

Веру в воскресение мертвых св. угодники свидетельствовали ясно и несомненно. Св. Антоний исповедовал: верую в Господа, что в воскресении мертвых воскреснет это тело нетленным. «Не боюся я смерти, говорит св. Иаков Персянин царю, угрожавшему муками. Временная смерть не есть смерть, но сон; как от сна, восстанут из гробов все люди в страшное пришествие Христа моего». Когда сему св. мученику отрезали большой перст, и приставник цар­ский стал увещевать его, говоря: пощади себя, Иакове, послушайся повеления царева, поклонись богам, и жив будешь, тогда он сказал: «Когда отрезают от виноградной лозы ветви ее, то в каждом отрезанном месте она вновь прозябает и приносит плод, так и человек, насажденный в винограднике Бога Вышнего и присоединенный к истинной Лозе — Сыну Божию, отрезываемый ныне временной смертью, в будущем веке воскреснет цел, зеленея прозябанием нетленной славы и принося плод вечного воздаяния».

 В Вифаидской стране в одном монастыре некто, именем Иеракс, учил, что воскресения теперешних тел не будет, и что Господь даст каждому другое, новое тело. Случилось там быть св. Епифанию Кипрскому. Сей святитель пришел в монастырь в то самое время, когда Иеракс проповедовал свое лжеучение. Услышав его, святитель, обратившись к нему, сказал: да заградятся уста твои... Тотчас Иеракс сделался нем и не мог сдвинуться с места. Тогда св. Епифаний сам стал учить народ и, на ос­новании слова Божия, утверждал, что каждый восстанет в том теле, в котором живет в мире сем и умрет. А Иераксу сказал: «Слышишь правую веру и теперь сам скажи слово истины. Отверзлись у Иеракса уста, он покаялся в своем заблуждении и исповедал слово истины».

Утверждая и возвещая истину воскресения мертвых, св. угодники приводили и основания для сего воскресения, указывая на воплощение и искупление, совершенное Господом Иисусом Христом, и тридневное воскресение его из мертвых. Господь же в утверждение сей истины и в обличение сомневающихся в ней, по молитвам св. угодников, воскрешал мертвецов еще в сей жизни. «Христос, — исповедовал св. мученик Дула, — из любви к роду человеческому соделался человеком для того, чтобы как одним первосозданным человеком смерть вошла в мир, так одним же человеком, Господом нашим Иисусом Христом, вошло воскресение людей». — Что ты говоришь, — возражал ему на это игемон, — ужели мертвые воскреснут? — Ей, воскреснут, — отвечал мученик; — если мертвые не воскреснут, то как же Бог будет судить мир? Спаситель наш, наставляла св. Акилина своих сверстниц, воскрес в третий день, утвердив этим ту истину, что во второе его пришествие будет общее воскресение мертвых.

Мысли о воскресении мертвых

«Смерть не что иное есть, как долговременный сон» (св. Иоанн Златоуст).

«Как уснувший вечером пробуждается утром с обновленной силой жизни, так уснувший смертью телесной пробудится в новую, бессмертную жизнь в день всеобщего воскресения!» (Филарет, митрополит Московский).

«Что наши могилы? Нива Божия, куда повергаются телеса, как семена, из которых неведомым для нас образом произрастет некогда новое, бессмертное тело, как из малого сотлевшего семени дивно возникает красивый колос» (1 Кор. 15, 35-38).

«Червь приготовляет для себя фоб, заключается в нем и умирает; но с появлением благодатной весны из этого гроба возрождается легкая, блестящая бабочка, — и творение, пресмыкавшееся в прахе, порхает среди цветов благовонных; зернышко, брошенное в недра земли, раскрывается, возникает и красуется в виде золотистого колоса. Все превращается и возрождается на земле, все постепенно возвышается к совершенству. Человек ли, благороднейшее творение, подобие Вседержителя, будет несчастнее червя пресмыкающегося, беднее зерна ячменного! Нет! За пределами земного бытия простирается лестница к вечности».

«Никакие частицы наших тел, как бы ни были они рассеяны, хотя бы тела наши истлели, хотя бы были сожжены, не погибают для Бога. Они переходят в те стихии, из коих взяты рукой Вседержителя» (Блаж. Августин).

«Богу легче, удобнее собрать прах тела человеческого, рассеянный по лицу земли, нежели нам собрать платье наше, раскиданное по комнате» (Иаков, архиеп. Нижегородский).

 

 
 
Хостинг от uCoz