О ПОСЛЕДНИХ ВРЕМЕНАХ
ЗНАМЕНИЯ ПРИШЕСТВИЯ АНТИХРИСТА
АНТИХРИСТ
МИР В ПЕРИОД   ЦАРСТВА   АНТИХРИСТА
ПРОРОЧЕСТВА О КОНЦЕ ВРЕМЕН
ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ ХРИСТОВО. СТРАШНЫЙ СУД
статьи
видео
 

 

Представление об антихристе в свете Священного Писания и Священного Предания

Изображение козней антихриста и указание кого он прельстит

Толкование пророчеств Апокалипсиса о звере из моря

Тайна беззакония и антихрист

Тайна числа зверя

О том, что не допускает открыться антихристу

  

                                 

Личность антихриста.

«Самый решительный признак кончины мира есть явление антихриста, описанное в Послании к Солунянам (к Фессалоникийцам): Ибо тайна беззакония уже в действии, только [не совершится] до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения.

Кто будет это — антихрист? Следуя апостолу, надо понимать, что это будет существо личное — лицо, ибо он называется сыном беззакония и действует как лицо. Кто он будет? Из слов апостола видно, что это будет обладатель, соединяющий в себе власть светскую (мирскую) и духовную, ибо сидеть будет во храме. Как он будет действовать? Противно Христу и весьма лицемерно, так что прельстил бы избранных, если бы было возможно; будет в близком сношении и тесной связи с диаволом. Возможно ли это для человека? Опыты показывают, что возможно: есть люди, которые из видов корысти предаются диаволу и делаются одним духом с ним.

 Как в лице Иисуса Христа явил свои действия свет — так в лице антихриста покажет свое учение и действие тьма. Он будет снабжен силою, знамениями и чудесами ложными. Как можно совместить чудеса с ложью — чтобы они были чудеса и вместе с тем ложные? Чем отличаются эти чудеса от истинных? Они будут производиться искусством, хитростью и обольщением диавола в нашей чувственной сфере, так же как и между людьми фокусники могут делать чудесные вещи. Диавол может делать более их, ибо он лучше них знает силы природы. Напротив, истинные чуде­са свыше — их производит всемогущая воля Божия. Если бы пред нами раскрылись все силы природы, то мы тотчас же могли бы отличать истинные чудеса от ложных.

Впрочем, антихрист будет все скрывать и выдавать ложь за истину; видно и то, что он прямо пойдет против всего священного и Божественного, ибо поставит себя выше всего, что называется Богом или священным центром религии и богослужения. Можно ли представить такое безумие в людях, чтобы они могли этому поверить и пос­ледовать? Опыт, к несчастью, это подтверждает. Французская революция представила нечто весьма схожее с этим будущим явлением: Бога изобразили в лице бесстыдной женщины, но, однако, нашлись люди, которые любовались этим бесстыдным торжеством разума.

 Поэтому можно наверняка полагать, что и тогда, при конце мира, во время антихриста, хватит у людей невежества, бесстыдства и безумия, чтобы внимать этому льстецу и следовать его учению. С неверующими в него он будет поступать иначе: пред ними снимет он личину кротости, как тиран будет мучить их. И все те погибнут пред кончиною мира, которые не приняли любви истины для своего спасения. И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира.

Словом, это будет человек (антихрист) во всем противоположный Христу — оттенок Христа, только в противоположном виде. Здесьто видна будет верность того мнения, что диавол подражает Богу во всем, но только противным образом. Так, во Христе было явление Бога во плоти; в антихристе он (диавол) также явит свои действия. Вообще, сущность учения библейского об антихристе состоит в том, что он будет человек злой, направляющий ложные пророчества и чудеса против Христа и против религии, требующий себе поклонения, как представителю Божию, имеющий концом своим погибель; ибо Спаситель убьет его Духом уст Своих и упразднит явлением пришествия Своего.

Сражения с антихристом не будет. Иисус Христос не удостоит его этой чести, а упразднит его одним пришествием, т. е. придет Христос истинный, и этот призрак исчезнет подобно мраку, исчезающему при восходе солнца. Время царствования антихриста, как видно из Апокалипсиса, будет непродолжительное и прекратится ради избранных. Замечательна сила следующих слов: Чтобы прельстить, если возможно, и избранных.

С первого взгляда кажется, что в словах этих нет мысли. Но что значит здесь возможность? Возможность по отношению к знамениям и чудесам, а невозможность по отношению к избранным. По законам обыкновенного ума человеческого чудеса будут таковы, что должны бы заставить веровать. Вот возможность! Но в избранных есть, как говорится в слове Божием, семя свято — дух, спасающий их и тогда, когда рассудок, оставленный самому себе, не мог бы не согласиться на известное предложение, — вот невозможность!

Со святыми бывают такие минуты, когда они верят, по словам ап. Павла, сверх надежды5, как верил Авраам, т. е. иногда рассудок непременно требует оставить известное дело, признавая его нехорошим и неудобньм, между тем, они продолжают делать это, следуя тайному содружеству с ними Святаго Духа; и это, как теперь, так и тогда — при конце мира, не позволит избранным увлечься лестью и коварством духа злобы; следовательно, все люди, не имеющие внутри себя оби­тающего Духа, лишенные святого семени, увлекутся антихристом. Средством против него служит твердость и неизменность веры в Господа нашего Иисуса Христа.

Вообще, кто захочет ему (антихристу) противиться, тот найдет средства, или, лучше сказать, того Господь наделит и средствами, и силами, и ведением к познанию козней и хитростей лже­пророка. Ибо если диавол употребит все свое усилие в это последнее время, то, без сомнения, и Бог не дремлет и не спит хранящий Израиля6. И потому кто увлечется им (антихристом), тот сам будет виновен в своей погибели. Заметить можно из великих судов, уже совершившихся в мире, что Промысл Божий в такие эпохи всегда спасает преданных Ему особенным образом, на пример: во время разрушения Иерусалима христиане изведены были в Пеллу и не участвовали в бедствиях иудеев».

«Сама приставка «агат» (анти) в греческом языке может иметь два значения: «против» и «вместо». По отношению к антихристу оба эти значения правомочны, потому что антихрист, согласно церковному учению, есть противник Христа, а с другой стороны, тот, кто пытается поставить себя на место Христа. В Священном Писании само это наименование употребляется двояким образом. В широком смысле слово «антихрист» — это всякий, «отвергающий Отца и Сына», «а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста...», то есть всякий, кто отрицает Богочеловечество и Богосыновство Иисуса Христа, может быть назван антихристом. В этом смысле «...появилось много антихристов...». Но в строгом смысле это наименование употребляется в отношении к определенному лицу, о котором также говорит ап. Иоанн Богослов: «...вы слышали, что придет антихрист...» (1  Ин. 2,  18)»".

«Некоторые стараются доказать, что под именем антихриста, упоминаемого в Священном Писании, нужно понимать или целое общество беззаконников, или их преемственность, или антихристианский дух и учение, или же, наконец, все это вместе.

В истории имели место мнения, что антихрист не есть личность, а просто некая боговраждебная сила. Такое мнение высказывал, например, Мартин Лютер; на русской почве его воспроизводили раскольники-беспоповцы. Но такое мудрование ложно. Ясное учение как Св. Писания, так и Церкви Вселенской, обличая неправоту заблуждающихся, несомненно показывает, что антихрист, в собственном смысле этого слова, будет одно определенное лицо, а не какое-либо общество или противохристианское направление. «Хотя антихрист (учил св. И. Дамаскин) есть и всякий неисповедующий, что Сын Божий пришел во плоти, что он есть совершенный Бог, и сделался совершенным человеком, не переставая быть Богом, но в собственном смысле и преимущественно называется антихристом тот, который придет при кончине века... человек, имеющий... принять на себя все действо сатаны».

В Св. Писании находятся ясные и несомненные указания на то, что, кроме многих антихристов или противников Христа, будет еще антихрист, как лицо особенное.

Это можно видеть в словах Христа, сказанных к неверующим иудеям: «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете». Здесь Господь иного противопоставляет Себе, действия иного во имя свое — Своим действиям во имя Отца, неверие иудеев в истинного Мессию — их вере в иного. А так как Господь Иисус Христос есть истинное и единое лицо, то и под иным, имеющим придти во имя свое нужно понимать так­же одно определенное лицо.

«Но о ком это Он говорит: придет во имя свое? Здесь Христос, — отвечает св. Иоанн Златоуст, — намекает на антихриста... Если вы преследуете Меня, говорит Он, из любви к Богу, то гораздо более следовало бы так поступить с антихристом. Он ничего подобного не будет говорить, т. е. что послан от Отца, что пришел по воле Его; но совершенно напротив, насильственно будет похищать все, ему не принадлежащее, и называть себя богом над всем (2 Фес 2, 4). Это именно и значит, что он придет во имя свое».

«Господь говорит неверующим Ему (Ин. 5, 43), под другим, — пишет святой Ириней Лионский, — разумея антихриста, который чужд Господа: ...переселит царство в Иерусалим и сядет в храме Божием, обольщая поклоняющихся ему, как будто он Христос».

К антихристу, как особенному и чрезвычайному противнику Христову, относят эти слова св. Кирилл Александрийский, Бл. Феодорит, Феофилакт, архиеп. Болгарский й св. Златоуст, который их так изъясняет: «О ком это Христос говорит: придет во имя свое? Здесь Христос указывает на антихриста... Если вы преследуете меня, говорит он, из любви к Богу, то гораздо более следовало бы так поступить с антихристом... он насильственно будет похищать все ему не принадлежащее и называть себя Богом над всем». Подобно восточным, и западные древние отцы и учители церкви видели в этих словах Спасителя предречение об антихристе, как особенном и чрезвычайном противнике Христовом, которого иудеи примут за Мессию. Так изъясняют слова эти, между прочим, св. Амвросий Медиоланский, блаж. Иероним и бл. Августин.

«Апостол Павел в своем втором послании к солунским христианам оставил ясное учение о лице и свойствах антихриста — этого врага Христова.

Среди солунских христиан распространился слух, будто в самом непродолжительном времени наступит пришествие Господа и собрание к Нему верных христиан для встречи грядущего Христа, причем, быть может, даже указывалось через сколько именно месяцев или дней наступит оно. Апостол не говорит, когда будет это пришествие, но он хорошо знает и поэтому утвердительно пишет, что дню Господню будут предшествовать два великой важности события: отступление (от веры), т. е. полное развитие беззакония, которое обнаружится непосредственно пред наступлением дня Господня и явление антихриста.

Откроется человек беззакония, — свидетельствует он, — сын погибели... явится беззаконник..., его же пришествие по действу сатанину. Самый образ выражения греческой речи в этих словах представляет антихриста, как определенного человека. Апостол называет его человеком беззакония, то есть, чрезвычайным беззаконником, злодеем безбожником в особенном и крайнем значении этого слова. Кроме того, апостол здесь же говорит, что антихрист сядет в церкви Божией, будет выдавать себя за Бога, творить знамения и чудеса, для обольщения тех, которые не прияли любве истины. Свойства эти не могут быть относимы к обществу, а приличествуют одному лицу. — Рассматриваемые слова апостола относили к антихристу, как лицу особенному, святой Ириней и ученик его, святой Ипполит. Святой Кирилл Иерусалимский, предложив вопрос об антихристе: «Кто же это такой?» — отвечает, что в этом случае нужно прибегнуть к учению апостола Павла, и рассуждает об антихристе, как особенном человеке и орудии дьявола. Святой Златоуст на основании слов апостола Павла говорит об антихристе: «Кто же таков он? Сатана ли? Никак: но человек, некоторый, приемлющий все его действо». — Блаж. Иероним, Феодорит Кирский, святой Иоанн Дамаскин — все, на основании этих слов апостола, единогласно говорят об антихристе, как особенном человеке.

Святой апостол и евангелист Иоанн, которому открыты были последние судьбы мира, пишет: как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов. Святой Иоанн в этих словах указывает христианам при­знаки последнего времени. Такими признаками поставляет он, вопервых, имеющего явиться антихриста, во-вторых, уже появившихся противников Христовых: о первом говорит в числе единственном, а о вторых — во множественном. А это показывает, что он различает антихристов вообще от антихриста в смысле особенном. Кро­ме того, об одном антихристе апостол говорит только как об имеющем придти, но еще не существующем: антихрист грядет; напротив, о многих антихристах свидетельствует, что они уже появились: быша. Тайнозритель, конечно, знал, что и после него в Христовой церкви появятся многие еретики и лжеучители, подобные появившимся при нем: следовательно, если бы хотел указать здесь под именем антихриста не лицо особенное, а только вообще лжеучителей, то или совсем не упомянул бы о нем, или сказал бы так же, как и о существовавших в его время, то есть, что «антихрист грядет», в числе множественном.

Притом апостол Иоанн, когда говорит о многих появившихся антихристах, то не проставляет перед их наименованием определенного члена, и этим дает знать, что он разумеет здесь всех вообще противников Христовых в целой их совокупности. Напротив, когда говорит о грядущем антихристе, то ставит перед его наименованием член, показывая этим, что он разумеет некоторое особенное, определенное лицо. Это свиде­тельство святого Иоанна об антихристе, как определенном лице, столь ясно и непререкаемое, что неправомыслящие обходят его молчанием.

Итак, Священное Писание ясно учит, что под именем антихриста в смысле собственном нужно понимать особенного и чрезвычайного врага Христовой церкви, который по существу своему будет лицом отдельным, человеком, а не каким-либо обществом или сборищем безбожников».

Происхождение антихриста

«По преданию, антихрист произойдет из народа иудейского и будет являться потомком Дана, одного из 12 сыновей Иакова. Пророчество патриарха Иакова о Дане и его потомках звучит следующим образом: «Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад. На помощь Твою надеюсь, Господи!». Не менее страшные слова о Дане содержатся у пророка Иеремии: «От Дана слышен храп коней его, от громкого ржанья жеребцов его дрожит вся земля; и придут и истребят землю и все, что на ней, город и живущих в нем».

В Откровении апостола Иоанна (в главе 7) перечисляются запечатленные от всех колен Израилевых, и среди перечисляемых колен не упомянуто колено Даново, что тоже рассматривается как прикровенное указание на то, что из колена Данова будет антихрист. Существует ложное мнение, что антихрист будет воплощением сатаны: подобно тому, как Господь воплотился от Девы, и сатана в последние времена тоже воплотится в человеке. Это мнение Православной Церковью не разделяется. Св. Иоанн Дамаскин пишет: «Не сам диавол сделается человеком, подобно тому, как вочеловечился Господь, да не будет! Но родится человек от блудодеяния и примет на себя все действования сатаны, ибо Бог, предвидя будущее развращение его воли, попустит диаволу поселиться в нем». Слова св. Иоанна Дамаскина согласны с учением Священного Писания об антихристе: «которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными (2 Фес. 2, 9).

Нравственный облик антихриста

«Да не обольстит вас никто никак: |ибо день тот не| [придет|, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога. Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это?» (2 Фес. 2, 3—5).

«Человек беззакония, пребеззаконный, пропитанный беззаконием, сущность которого — беззаконие. Беззаконно родится, беззаконно будет жить, сам беззаконствуя и расширяя беззаконие всюду, в беззаконии и погибнет. Он будет полное осуществление беззакония, и ничего в нем не будет, кроме беззакония. Не одно только богоборство будет отличать его, хотя оно будет очевиднее всего, а всякий грех. «Человеком беззакония назван он, потому что совершит тысячи беззаконий, и других доведет до совершения их» (Златоуст). «И сам много нагрешит, и других многих введет во многие грехи» (Экумений).

Но он будет человек, как и всякий другой, из души и тела состоящий, только полное орудие сатаны. Не сатана в образе человека, и не воплощение сатаны, а человек, в котором будет жить сатана, и действовать через него, как орудие свое всепослушное. Св. Златоуст спрашивает: «Кто же он будет? Ужели сатана?» И отвечает: «Нет, но человек некий, который воспримет всю его силу (энергию)». То же и Экумений: «Не сатана будет антихрист, а человек, сатаною обладаемый и действуемый (осатаненный). Он будет какой-нибудь еврей, искусный в магии и составлении специй».

Сын погибели, погибельный, в пагубу себя произвольно отдавший и идущий в нее, с сознанием того, что погибнет. У нас похожи на это фразы: пропащий человек или отчаянный. Таков был и Иуда; таков и сей зверь из бездны, который после богоборства в пагубу пойдет. Фраза «сын погибели» может означать и крайнее развращение, но это в отношении к антихристу сказано уже в слове «человек беззакония»; здесь уже указывается на жалкий конец его. Но не сам только он погибнет, а и других многих введет в пагубу. Прельстит их следовать своей воле и учению, и тем сгубит, как ниже говорится. Будет находить удовольствие в том, чтобы увлекать других в пагубный путь свой; вся забота его будет о том, как бы побольше сгубить людей. «Сыном погибели назван потому, что и сам погибнет» (Златоуст); «И сам погибнет, и других ввергнет в пагубу» (Экумений); или «послужит для них виною пагубы» (Феодорит).

Антихрист будет противник Богу и Христу Господу. Можно: противник всякой истине, и особенно истине христианской, и, следовательно, спасения рода человеческого; но это одно и то же. Св. Златоуст называет его Богопротивник, у св. Иоанна Богослова он именуется антихристом. Это слово может означать еще вместобожник, т. е. вместо Бога себя ставящий, равно как и антихрист — может означать и вместо Христа себя выставляющий. Последующие слова апостола оправдывают это. Он во всем будет противником Богу и Христу, всему Божескому и христианскому, чтобы на место их поставить, или заставить себя почитать за Бога и Христа. Вот слова св. Златоуста: «он будет каким-то Богопротивником — отвергнет всех богов, и велит поклоняться себе вместо Бога». Феодорит говорит пространнее: «губитель человеков (сатана) подражает вочеловечению Бога и Спасителя нашего; и как Господь, восприяв естество человеческое, совершил наше спасение, так и он, избрав человека, способного принять в себя всю его действенность, покусится обольстить им всех людей, именуя себя Христом и богом, обличая лживость так именуемых богов, которых сам поддерживал в протекшие века».

«Антихрист, благодаря своему воспитанию, с самых юных лет усвоит принципы развратной и нечестивой жизни. Отцы Церкви полагают, что с самого раннего детства он будет вверен магам, которые внушат ему свои правила и научат его тайным наукам. По примеру Иисуса Христа, он будет проводить сокровенную жизнь до времени своего общественного появления. К нему относится слово пророка Даниила: И восстанет на место его презренный, и не воздадут ему царских почестей, но он придет без шума и лестью овладеет царством. Апостол Павел обрисовал его нравственный облик в таких словах: противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога.

Итак, антихрист будет прежде всего человеком противления — оппозиции. Он объявит себя открытым врагом Бога, и, главным образом, Иисуса Христа: в этом его призвание. Затем он вооружится против Церкви, которая есть Царство Христа, против священства и его представителей — против епископов и священников; он внесет дух возмущения против всякого религиозного авторитета.

Далее, по апостолу Павлу, антихрист будет воплощением гордости. Если мы правильно понимаем мысль апостола, то для этого честолюбца недостаточно будет, чтобы народы считали его за бога: он будет искать, он будет требовать для себя везде и от всех воздаяния божеских почестей. Всякая религия должна будет преобразоваться в его религию, под страхом быть уничтоженной без всякого сожаления. Если где-нибудь будет воздвигаться храм или жертвенник, то это должно строиться только для него, для жертвоприношений ему, для почитания его и курения ему фимиама. Это безумие гордости превзойдет всякую меру и сделается позорным благодаря своему бесстыдству. К этому образу антихриста Отцы Церкви присоединяют некоторые другие черты, которые делают его еще более мрачным. «Антихрист, — говорит святой Кирилл Иерусалимский, — превзойдет в своей злобе всех нечестивцев и всех злых, которые предшествовали ему». По мнению других православных богословов сын погибели не сделает ни одного хорошего дела, подобно тому как Господь наш Иисус Христос не совершил ни одного злого, — антихрист будет погружен во зло.

Антихрист также будет соблазнять мир своим развратом. Пророк Даниил предсказывает это в следующих словах: И о богах отцов своих он не помыслит, и ни желания жен ни даже божества никакого неуважит; ибо возвеличит себя выше всех.

Но этот текст в применении к антихристу имеет еще и другой смысл: он означает как жестокость и тиранию будущего антихриста, так и его безрелигиозность и нечестие.

Человек греха будет обладать чудесной способностью скрывать свои преступления и казаться пред людьми самым добродетельным, он будет удостоин высочайших почестей, достойный на самом деле самого глубокого презрения. С этой способностью притворяться и лицемерить он будет соединять врожденный сильный гений и увлекательное красноречие. По мнению некоторых богословов (например, Анзельма), мудрость антихриста будет удивлять всех, кто станет его слушать. Он будет обладать глубоким знанием Священного Писания и иметь представление о тайнах различных искусств».

«Пред самым пришествием Христовым, когда человечество будет в состоянии страшного религиозного и нравственного падения, когда зло распространится по всей земле, явится антихрист и откроет беспощадную борьбу против Церкви Христовой и вместе с тем — против Самого Бога и своею деятельностью завершит меру зла и окончательно приведет человечество к неизбежной гибели.

Борьба между двумя диаметрально противоположными царствами (царством света, добра и царством тьмы, зла) будет становиться все обостреннее, и, в конце концов, пред самою своею погибелью боговраждебный мир в предсмертной агонии так разовьет свою враждебную энергию, что дальнейшее существование настоящего миропорядка сделается совершенно невозможным. Все злое и боговраждебное в мире сконцентрируется в одном лице антихриста, который и сделает последнюю попытку ниспровергнуть Царство Христово и занять место Бога».

Да не обольстит вас никто и никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек (одно определенное лицо) греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога.

Апостол желает выразить ту мысль, что сколь ни великою гордостью отличались некоторые личности, но всех их превзойдет своею гордостью антихрист.  В последнем гордость будет сверхчеловеческою, сатанинскою. Он объявит себя богом, при ясном сознании, что он —  не Бог, что есть особое, отличное от него Существо, Которое есть действительно Бог. В акте самообоготворения антихриста будет играть роль единственно его необычайная, диавольская гордость. Для него невыносимо, что есть Существо, к Ко­торому люди относятся с благоговением и обращаются с молитвою. Гордому духу антихриста желательно, чтобы он — и только он один — был всем для людей и чтобы никого более не признавали они за высшее существо, кроме его — антихриста. И вот потому-то возгорается в нем адское желание уничтожить на земле поклонение истинному Богу и Христу и на пьедестал славы и величия, доселе занимаемый истинным Богом, поставить себя самого.

«Здесь (2 Фес 2, 3—4) он говорит об антихристе, — замечает святой Иоанн Златоуст, — и открывает великие тайны... Называет его и человеком беззакония, потому что совершит тысячи беззаконий и побудит других к совершению их. Б сыном погибели называет его потому, что и он сам погибнет. Кто же он будет? Ужели сатана? Нет, — но человек некий, который воспримет всю его силу... Он не будет приводить к идолослужению, а будет богопротивником, отвергнет всех богов и велит поклоняться себе, вместо Бога, и будет восседать в храме Божием, — не только в Иерусалимском, но и повсюду в церквах, выдавая, говорит, себя за Бога».

«Назвал же его (антихриста), — пишет блаженный Феодорит, — человеком беззакония, потому что по природе он — человек, приявший в себя всю действенность диавола, а сыном погибели, потому что и сам погибнет и для других послужит виною погибели, ибо губитель человеков подражает вочеловечению Бога и Спасителя нашего; и как Господь, восприняв естество человеческое, совершил наше спасение, так и он, избрав человека, способного приять в себя всю его действенность, покусится обольстить им всех людей, именуя себя Христом и Богом... Храмом же Божиим апостол называет храм, в котором антихрист восхитит себе председательство, покушаясь выдать себя за Бога. Это предвозвещал и божественный Даниил».

«Превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею»

«Писав к Коринфянам, ап. Павел употребил выражение: «называемого Богом», в том смысле, что их называют богами, а они не суть боги. Там ему надлежало показать ту истину, что у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им.

Здесь у апостола другая цель. Он хочет показать не истинность единого Бога против всех ложных богов, а дух превозношения антифея и антихриста надо всем, что почитается богом. Потому «называемый бог» есть здесь всякое существо, которое в то время люди будут почитать богом... Над всем этим антихрист будет возвышаться, давая понять конечно, что всякий чтимый бог — ничто в сравнении с ним, и что его одного должно чтить как Бога. Изречения эти апостол мог заимствовать у пророка Даниила, который пишет: «Вознесется и возвеличится выше всякого божества, и о Боге богов станет говорить хульное и будет иметь успех, доколе не совершится гнев: ибо, что предопределено, то исполнится. И о богах отцов своих он не помыслит, и ни желания жен, ни даже божества ника­кого не уважит; ибо возвеличит себя выше всех».

Святыня (чтилище) есть предмет благоговейного религиозного чествования, предмет или божески чтимый, или ради Бога чтимый, т. е. или божество, или храм, священные вещи и действия, все входящее в чин богопочтения внешнего. Антихрист сочтет недостойным себя всякий вид богопочтения, какой застанет среди людей, все их презрит, отвергнет и, конечно, заведет свой новый: ибо Богом себя выставит, а Бог без богопочтения не бывает. Первая мысль здесь уместнее, но и второй можно не чуждаться; ибо что он сядет в храме, как бог, есть уже часть чина богопочтения, как видится, главная, неточная, по которой будет учреждено и все другое; чем заменится всякое другое богопочитание.

«В храме Божием сядет он, как Бог»

Церковь здесь храм, здание. Какой же это храм? Вот ответы древних толковников: Св. Златоуста: «Будет восседать в храме Божьем, не Иерусалимском только; но и повсюду в церквах». Феодорита: «Церковью Божьей апостол на­зывает храм, в котором антихрист восхитит себе председательство, покушаясь выдать себя за бога».

Феофилакта: «В храме сядет, не Иерусалимском собственно, а просто в церквах Божьих и во всяком храме Божьем». Будет же где-нибудь центральное место действования антихриста, и будет конечно определенный момент, в который он явит себя таким. Главный храм того места и подразумевает апостол. В этом храме и воссядет он, как Бог; а затем будет садиться в таком значении и во всяком другом храме, который встретит лично. Или, может быть, в одном храме лично воссядет, в других же свое восседание засвидетельствует каким-либо иным способом. В Апо­калипсисе говорится об образе зверином. Не его ли всюду поставят в храмах? Само собою разумеется, что если он произведет широкое отступление от христианства, то заберет с христианами и храмы. Как в них после сего оставаться христианскому строю и чину неуместно будет, то заведут что-либо новое, по духу нового бога. И тут первое место будет занимать то, чем будет означаться восседание антихриста в храме. В какое же место сам придет, там сам лично воссядет, как Бог. Всячески в словах апостола предрекается факт, а не выражается идея.

«Выдавая себя за Бога»

Такой окружит себя помпой в храме, такую даст себе обстановку посредством призрачных знамений, что все приставшие к нему увидят в этом проявлении будто бога, как некогда Ирод, облекшись в одежду царскую и сев на судилище пред народом, показался последнему чем-то необыкновенным, так, что чудилось, будто и голос у него не человеческий, а божеский. Св. Златоуст говорит: «Будет стараться показать себя богом; ибо совершит великие дела и явит великие знамения». Экумений: «Всякие покушения употребит — делами, знамениями и чудесами явит, будто он бог».

«Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это?»

Прервал апостол речь, как замечено уже, и не договаривая, что пока этого всего не будет, не придет Господь, обращает внимание Солунян к тому, что лично говорил им, и давая им самим дополнить не конченную речь. Говорил об этом, об этих обстоятельствах, предшествовать имеющих пришествию Господню. Говорил, а они забы­ли: в этом укор и урок дорожить словом, исходящим из богодухновенных уст. Забыли, или, может быть, перетолковали, сбиты будучи распространившимися ложными речами, и смешав понятия о ежечасном ожидании Господа с решительным наступлением дня Господня. Так св. Павел во всем помянутом о явлении антихриста ничего не сказал нового. Все то объяснял он в первой проповеди. Следовательно, учение о конце мира с обстоятельствами, ему предшествующими и последующими, т. е. речь о Втором Пришествии Христовом, суде, рае и аде, составляла неотъемлемую часть первоначального благовествования и предмет неотложный первого верования. Следовательно, далее нельзя легкомысленно относиться к этим предметам, и содержа другие члены веры, позволять себе строить своеличные о том воззрения, помимо учения, апостолами преданного и Церковью хранимого.

Заметим мимоходом, что об антихристе нигде не говорится с такой определенностью, как здесь. Но не случись недоумений у Солунян, св. Павел не написал бы о том, довольствуясь личной речью к Солунянам, и веря, что они хорошо и верно помнят сказанное им. Если бы теперь слово апостола об антихристе дошло до нас не в Писании, а через предание от Солунян, слово истинно Апостольское и богодухновенное, и мы содержали бы это учение по одному преданию; с какой бы глубокомысленной важностью выступали против нас не принимающие преданий — инославные, обличая в веровании неопределенной молве предания, как они имеют обычай выражаться? Они уже и здесь успели нечто нагадать от своего смышления. Св. Павел здесь только говорит с такой определенностью, а в других посланиях уже не упоминает об этом. Следовательно, говорят, апостол изменил образ оглашения первой проповедью и воздерживался уже говорить потом об обстоятельствах Второго Пришествия. На самом деле следует из этого только то, что апостол не писал более с такой определенностью, хотя упоминал во многих местах; не писал же потому, что подробно объяснил все в первой проповеди, упоминая и о возможности уклонения от истины подобно Солунянам и тем предотвращая заблуждение, а потому и повод писать о том».

 

 
 
Хостинг от uCoz