О ПОСЛЕДНИХ ВРЕМЕНАХ |
ЗНАМЕНИЯ ПРИШЕСТВИЯ АНТИХРИСТА |
АНТИХРИСТ |
МИР В ПЕРИОД ЦАРСТВА АНТИХРИСТА |
ПРОРОЧЕСТВА О КОНЦЕ ВРЕМЕН |
ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ ХРИСТОВО. СТРАШНЫЙ СУД |
статьи |
видео |
«И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон. Он действует перед ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, у которого смертельная рана исцелела; и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми. И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив. И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя. И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его» (Откр. 13, 11 — 17). Тайновидец говорит о пособнике антихриста — лжепророке и его деятельности. Это тоже «зверь» (по-гречески «Фирион», что значит зверь, у которого особенно резко проявляется его зверская природа, как, например, у диких зверей: гиены, шакала, тигра), но изображается он выходящим не из моря, как первый, а «из земли». Это значит, что все чувства и помышления его будут вполне земного, чувственного характера. Он имеет «два рога, подобных агнчим», по изъяснению св. Андрея, для того, «чтобы кожей овцы прикрыть убийственность сокрытого волка, и потому, что вначале постарается иметь образ благочестия. Св. Ириней говорит, что это «оруженосец антихриста и лжепророк. Ему дана власть знамений и чудес, чтобы, предшествуя антихристу, приготовить ему погибельный путь. Исцеление звериной язвы, говорим, есть или кажущееся соединение на короткое время разделенного царства, или скоропреходящее восстановление антихристом господства сатаны, разрушенного крестом Господним, или мнимое воскрешение кого-нибудь умершего из близких ему. Будет же говорить, как змий, ибо соделает и проговорит то, что свойственно начальнику зла — диаволу». Подражая Господу Иисусу Христу, и он будет употреблять для утверждения власти антихриста две силы: силу слова и силу чудес. Но говорить он будет, «как дракон», то есть богохульно, и плодом его речей будет безбожие и крайнее нечестие. Ради обольщения людей он станет творить «величия знамения», так что и огонь сможет низводить с неба, а что особенно примечательно, «ему дано будет вложить дух в образ зверя, то есть антихриста, чтобы образ зверя говорил и действовал». Но это будут не истинные чудеса, какие творит лишь Бог, а «чудеса ложные» (2 Фес. 2, 9). Они будут состоять в ловкости, в обмане чувств и в пользовании естественными, но тайными силами природы, с помощью диавола, в пределах могущества его диавольских сил. Всем поклонившимся антихристу будет положено «начертание на правую руку их или на чело их», подобно тому, как в древности рабы носили некогда выжженные знаки на лбу, а воины на руках. Владычество антихриста будет столь деспотичным, что «никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме тех, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его». «Св. Писание открывает нам сатану в трех его зверских лицах: Первый зверь представлен нам в 12-й главе Откровения апостола Иоанна, как «великий красный дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною» (Откр. 12, 9). Это отец сатанинской троицы — анти-Бог. Бог «возлюбил мир», а сатана его возненавидел. Второй зверь, «вышедший из моря», — это антихрист, сын диавола. Ему дал дракон «силу свою и престол свой и великую власть». Это второе зверское лицо сатанинской троицы — анти-Христос. Христос пришел, чтобы «спасти погибшее». Антихрист придет для того, чтобы погубить всех и, если возможно, «даже избранных», спасенных. Третий зверь, «вышедший из земли», — это «лжепророк» и обольститель, третье лицо сатанинской троицы, — анти-Дух Святой. Дух Святой пришел, «чтобы обличить мир», «лжепророк» придет, чтобы «обольстить живущих на земле»... Обратите внимание на порядок их появления: сперва приходит «дракон», за ним — «зверь из моря», потом — «зверь из земли». Сатана и здесь имитирует три Божественных диспенсации или периода: диспенсации Бога Отца, Сына и Святого Духа. Все три лица сатанинской троицы «низвержены на землю», все три «знают, что «не много им остается времени», все три добиваются одних и тех же сатанинских целей. Два последних зверя: один из них выходит «из моря», другой — «из земли». Эти две стихии — море и земля — имеют свое значение. «Море» всегда символизировало собою народные массы или мировое язычество. Христос упоминает об этом особом времени, говоря: «а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится» (Лк. 21 гл.). Ангел, сопровождающий ап. Иоанна, пояснил: «воды, которые ты видел... суть люди и народы, и племена и языки». Два последних «зверя» будут обладать почти одной и той же властью. О втором «звере» сказано, что «он действует со всею властью первого зверя». Первый, — «зверь, вышедший из моря», — возглавит политическую и духовную власть и будет восседать в одной из мировых столиц. О втором звере, носящем имя «лжепророка» и «вышедшем из земли», сказано: «имеет вид агнца, но говорит, как дракон», что указывает не только на его «внешний вид благочестия», но и на его внутреннее враждебное отношение к Богу. Вместо «диадим» (символа царственности) этот «вышедший из земли» зверь имеет «два рога» — символ власти политической и духовной. Десять «диадим» на «звере, вышедшем из моря», символизируют власть его над десятью царствами, которые «передадут силу и власть» над всем миром, тогда как второй зверь будет духовно «обольщать живущих на земле». Несколько раз сказано здесь о втором звере: «он заставляет»... Внешний его вид «агнца» не гармонирует с тем его духом, в каком он говорит: «говорит, как дракон» и с тем, как он действует: «действует со всею властью первого зверя». «Он заставляет... поклоняться первому зверю... заставляет сделать образ зверя... заставляет положить начертание» и т. д. Антихрист, упразднив все религии, создаст свою собственную религию. «За то, что они не приняли любви истины для своего спасения, и за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так, что они будут верить лжи»... В древних греческих оригиналах сказано еще яснее: «верить лжецу». Многие сейчас отказываются верить в чудеса, записанные в Библии, а когда «лжепророк» будет «творить великие знамения, так что и огонь низведет с неба на землю пред людьми» — они уверуют во всемогущество диавола и поклонятся «образу его». «Всякая сила политическая, кроме средств внешних — орудий огня и меча, — располагает и внутренними средствами просвещения и образования. Так, сила политическая правильная и законосообразная; не иначе и сила политическая извращенная и беззаконная. Фараон египетский в борьбе против истинного Бога и Его народа пользуется содействием Ианниа и Иамврия, ложных пророков своего времени. Вавилонский царь является в сопровождении халдейских мудрецов, твердой опоры своего государства (Дан. гл. 2). Антихрист как политическая сила явится не без сопровождения своего ложного пророка, придворного философа антихриста. Ложный пророк последнего противника Христа и Церкви как его пособник будет действовать в духе и направлении антихриста. Поэтому он носит с последним в Апокалипсисе одинаковое ими зверя, но зверя из земли, то есть зверя, одаренного земной мудростью и волей, или зверя, происшедшего из более или менее твердого, более или менее упорядоченного мира образованности и мудрости. Образные, отличительные черты этого зверя-лжепророка, представленные с точки зрения восточной символики: два рога, подобные агнчим, и речь дракона. Рога эти. вместилище силы и крепости, отличаются внешнею скромностью и указывают на то, что ложный пророк будет стараться проявить такую же силу над человеческими сердцами и умами, как Христос — непорочный Агнец Божий (Ин.1, 29). Но речь ложного пророка — речь дракона-змея, прельстившего некогда Еву, изобличает в нем мудрость естественную, земную, антихристианскую, бесовскую (Иак. 3, 15). Выходя из области упорядоченных отношений человеческой жизни, зверь из земли, или лжепророк, будет высказывать мысли, возбуждающие не беспокойные страсти, но учение планосообразное, строго обдуманное, основанное на знании человеческих обычаев и правил, только приправленное мишурным блеском сатанической мудрости. Эта мудрость, проповедуя, повидимому, христианство, «обрезывает в нем все, что есть сверхъестественного в истории спасения, в пособиях веры, в славных ее обетованиях, — словом, все существенное». По направлению и характеру своей деятельности ложный пророк Тайнозрителя, отождествляемый у него со зверем из земли, может быть образом всех ложных пророков, о которых Господь вообще сказал, обозначая их лицемерие: «Приходят в одежде овчей, а внутренне суть волки хищные». Но, признавая в последнем ложном пророке выражение ложного пророчества вообще, нельзя отрицать действительности появления этого лжепророка как отдельного лица пред лицом антихриста. Лжепророк антихриста составит прямую противоположность двум пророкам древности — Илии и Еноху, имеющим явиться, как мы знаем, в последние времена для утешения и одобрения истинно верующих. Впрочем, независимо от этого противоположения, конечная судьба лжепророка, при которой он мыслится вместе, но раздельно от зверя-антихриста, равно как и от диавола, а также смысл и характер собственной деятельности лжепророка настоятельно требуют видеть в нем отдельное лицо. По общему смыслу и значению своего лица и дела ложный пророк будет относиться к антихристу так же, как истинный пророк и креститель Иоанн относится ко Христу. Ложный пророк своим проявлением и деятельностью определит грядущего противника Христа как антихриста. В частности, деятельность ложного пророка антихриста, как она описана в 13 гл. Апокалипсиса, характеризуется с трех сторон в трояком отношении, резко отмечаемом глагольной формой ***** в нашей славянской Библии, переданной словами: творяше, сотвори и сотворит. Во-первых, деятельность великого лжепророка характеризуется вообще как деятельность в сфере духа на сознание людей. Неуловимую работу противохристианских идей великий лжеучитель в конце дней принесет в жертву развитию внешней силы антихриста; по содержанию, духу и направлению своего учения он будет неудержимо стремиться к тому, чтобы чувственно настроенные люди по всему лицу земли поклонились антихристу, то есть признали его своим богом и оказали ему повиновение. Обитатели земли, слепо привязанные к земным, материальным интересам, утратившие всякую веру в предметы духовные, невидимые, легко и скоро подпадут влиянию учения лжепророка. По силе этого влияния на людей может даже показаться, что лжепророк — более высшая и значительная сила, чем сам антихрист. Но думать так вполне решительно нельзя, ибо все-таки великий лжепророк будет в служебном отношении к антихристу. Для успеха своей служебной, проповеднической деятельности лжепророк, во-вторых, проявит чудесные свои действия. Подобно тем лжепророкам, явление которых предсказывал наш Божественный Учитель и которые сотворят великие знамения и чудеса, последний лжепророк, предтеча антихриста, сотворит также знамения и чудеса столько же многочисленные, сколько и таинственные. В основе этих чудес будет лежать то же таинственное влияние злых духов на землю, что и в мнимых чудесах магов египетских. Из многих чудес лжепророка в Апокалипсисе упоминается прежде всего то, что лжепророк низведет огонь с неба на землю пред взором людей — и это в соответствии чуду Илии и Еноха в конце времен (Откр. 11, 5). Далее, у Тайнозрителя в прогрессивно возрастающем порядке указывается еще чудо лжепророка. Помощник антихриста, лжепророк убедит людей еще прежде личного, для всех очевидного явления антихриста сделать изображение его, то есть ясно выразить свою преданность антихристу, показать полное усвоение всех его антихристианских свойств. Затем великий лжепророк оживит в сознании людей это изображение антихриста, то есть сделает нечто похожее на воскресение Христа, чтобы чрез это образ антихриста поставить в уме и представлении людей на место образа Христа. Конечно, с другой стороны, образ антихриста может иметь очевидную, для всех наглядную действительность; в таком случае изображение антихриста, сделанное людьми по внушению лжепророка, должно иметь аналогию в изображении Наполеона I, выставленном некогда в бамбуковых домах отдаленного Китая, среди своеобразных туземных богов; тогда и речь иконы антихристовой нельзя представлять себе только как умную, духовную, совершающуюся в представлении молящихся, но как действительную. Во всяком случае сделанное и рассматриваемое чудо лжепророка сделает то, что многие из образованного круга этого греховного мира к концу дней его подпадут соблазну поклониться сделанному по инициативе ложного пророка образу или образам антихриста, произведенным ли только в сознании людей или же представленным в очевидной для всех действительности. С третьей стороны, деятельность лжепророка представляет дерзкое его обращение с людьми, внешнее принудительное действие на них, соединенное с диким, ничем не оправданным произволом. Если икона или идол, сделанные по приказанию лжепророка, будут иметь силу моментально убивать, прекращать жизнь непокло-няющихся им, то сам лжепророк станет продолжительно мучить непризнающих его учения; пагубное свое влияние и действие он прострет на всех людей без различия их пола, возраста, состояния и положения и притом направит в сферу самых обычных, ежедневных отношений. По словам Тайнозрителя, лжепророк сделает то, что всем малым и великим, богатым и бедным, свободным и рабам положено будет начертание на правой руке или на челе их. Это обычное выражение полной зависимости, или издавна утвердившийся знак безусловного повиновения какому-либо лицу, в настоящем случае антихристу, подобный, например, начертанию имени полководца на плечах или кокарде воина, также имени господина на лбу раба, будет иметь такое практическое действие на людей в их обиходной жизни, что не имеющие знака антихристова лишатся даже малейшей возможности заниматься торговлей, покупать что или продавать; утратят всякие права гражданственности». «Некоторые толкователи склонны считать антихристом лжепророка, «вышедшего из земли», а не первого зверя, «вышедшего из моря», но для подобного утверждения у них нет абсолютно никакого основания. Никто не станет отрицать, что есть «лжепророки» и «лжехристы». Писание ясно и определенно называет зверя, «вышедшего из земли», лжепророком: «И схвачен был зверь и с ним лжепророк»... Какое же имеем мы основание называть его «лжехристом» или «антихристом», когда Слово Божие называет его «лжепророком»? Заметьте, что «зверь из земли» нигде не утверждает своего собственного имени, но всегда и всюду действует только в интересах имени первого зверя, «вышедшего из моря». Христос сказал: «другой придет во имя свое — его примете»... Первый зверь пришел во имя свое. Это он, «антихрист», а не «лжепророк», принимает поклонение себе, носит имя «человеческое» — 666. Это первый зверь старается облечь свое пришествие в мир «признаками» пришествия в мир Сына Человеческого. Выступление антихриста может начаться тем «превращением камней в хлебы», от которого Христос отказался. Уставшему от потрясений и тупиков человечеству антихрист предложит, вероятно, «гениальное» разрешение мирового кризиса. Он, раз и навсегда, покончит с делением человечества на расы, нации, классы и религии. Устранив все географические границы, антихрист твердо установит свое единовластие на земле».
|