О ПОСЛЕДНИХ ВРЕМЕНАХ |
ЗНАМЕНИЯ ПРИШЕСТВИЯ АНТИХРИСТА |
АНТИХРИСТ |
МИР В ПЕРИОД ЦАРСТВА АНТИХРИСТА |
ПРОРОЧЕСТВА О КОНЦЕ ВРЕМЕН |
ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ ХРИСТОВО. СТРАШНЫЙ СУД |
статьи |
видео |
В Откровении апостола Иоанна Богослова в стихе седьмом главы двадцатой читаем: Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской. Относительно значения имен «Гог и Магог» существует несколько объяснений и толкований. «Некоторые думают, что Гог и Магог — полунощные и отдаленнейшие народы скифские или, как мы их называем Гунны, самые воинственные и многочисленные из всех земных народов. Только Божественною десницею они удерживаются до освобождения диавола от завладения всей вселенной. Иные, переводя с еврейского, говорят, что Гог обозначает собирающего или собрание, а Магог — возвышенного или возвышение. Итак, этими именами обозначается или собрание народов или их превозношение. Следует знать, что Иезекииль пророчествовал об этих народах, что приидут в последние дни с большою силою и падут на земле Израильской, а оружие их, по причине множества, будет гореть семь лет (Иезек. 39, 9). Известно же, что пришествие их более всего соответствует временам последним. Это можно предполагать потому, во-первых, что нигде в Священных книгах не упоминается о войнах Иудеев со Скифами, кроме войн с народами окрестными, завидовавшими их внезапному обогащению, во-вторых, потому, что о Гоге написано, что он будет приготовляться от времен древних и придет во времена последние, и, в-третьих, — что в этом, предсказывающем будущее, Откровении сказано, что Гог и Магог придут при кончине века сего». «Слово Магог в первый раз упоминается в книге Бытия: это один из сыновей Иафета. В пророчестве Иезекииля говорится о Гоге и Магоге, из которого, кажется, перенесены эти имена в Апокалипсис с теми же понятиями, в каких приняты были Иезекиилсм, но с разным применением. Гог у Иезекииля описывается сильным и страшным завоевателем, который вторгнется с многочисленным войском в землю народа израильского. «И пойдешь с места твоего, — предрекает Господь Бог, обращаясь к Гогу, — от пределов севера, ты и многие народы с тобою, все сидящие на конях, сборище великое и войско многочисленное. И поднимешься на народ Мой, на Израиля, как туча, чтобы покрыть землю: это будет в последние дни», — и произносит следующий грозный приговор против Гога: Падешь ты на горах Израилевых, ты и все полки твои, и народы, которые с тобою; отдам тебя на съедение всякого рода хищным птицам и зверям полевым. (Иез. 39, 4). Значит, Гог был орудием гнева Божия, обращенным против израильтян за их согрешения, но потом за жестокость его и нечестие сделался предметом отмщения также гнева Божия. Слово Магог, как кажется, означало землю и народ, которым повелевал Гог. В пророчестве говорится: И пущу огнь на Магога (то есть опустошу Магога), и населятся острова с миром (Иез. 39, 6). Наказание Гога и истребление его войска представлены пророчеством в грозных выражениях. Многие из толкователей пророчества Иезекииля искали царства Гога и Магога в северных частях Азии, и именно в Скифии, предполагая Магога, сына Иафетова, родоначальником скифов. Некоторые из историков (Свида и Кедрин) почитали персов потомками Магога. В число доказательств этой гипотезы вошло и то, что их философы назывались магами. Бохарт помещал Гога в окрестностях Кавказа, производя Кавказ от еврейского слова гогшазан, то есть крепость Гога. Он же высказывал странное мнение, будто Прометей, прикованный Юпитером к Кавказу, был никто другой как Гог. Производили моголов, или монголов, от Магога. Феодорит и многие другие, рассматривая пророчества Иезекииля с лучшим разумением, понимали под именем Гога Антиоха Епифана, Сирийского царя, а под словом Магога — многочисленных народов азиатских, составлявших его войско, когда он напал на Иудею. Из книг маккавейских известно, сколько грабежа, опустошения и кровопролития произведено нечестивым царем по всей земле Иудейской. А также известно примерное отмщение Божие над ним, его полководцами и многочисленными, разноплеменными их ополчениями. Вот исполнение пророчества Иезекииля в буквальном смысле. Но из пророчества Апокалипсиса мы неоднократно примечали, что предсказания Божий иногда в одних и тех же словах относились и к суду Божию над идолопоклонством и к суду Божию над нечестием последних времен существования мира; потому и заключаем, что пророчество Иезекииля против Гога и Магога указывало и на происшествия не так далекие, каково поражение войска Антиоха, и на такие, которые скрывались в глубине веков отдаленных. Оно и намекало, что восстанет Гог на народ Божий в последнее время: После многих дней ты понадобишься; в последние годы ты придешь в землю (Иез. 38, 8), и в другом месте: И поднимешься на народ Мой, на Израиля, как туча, чтобы покрыть землю: это будет в последние дни, и Я приведу тебя на землю Мою, чтобы народы узнали Меня, когда Я над тобою, Гог, явлю святость Мою пред глазами их (Иез. 38, 16). Пророчество и повторено в Апокалипсисе в последнем значении. Понятие о Гоге во все времена было понятием о властелине свирепом, бранноносном, повелевающем разноплеменными и многочисленными толпами воинов, попирающем уставы Божий, кровожадном злодее, враге Бога, веры, Церкви Его и поклонения Ему. Таков был Антиох Епифан. Таковым явится в последнее время нечестивец, не только ему подобный, но и превосходящий его в нечестии, ожесточенный враг веры Христовой и всех верных Господу Иисусу Христу. Не будет ли это тот человек беззакония, сын погибели, который по действию сатаны со всею силою, знамениями и чудесами ложными и со всякими беззаконными обольщениями будет проповедовать отступление от веры в Господа Иисуса Христа и преследовать разного рода гонениями, казнями, смертью непокоряющихся его обольщению? Он утвердит власть свою над многими народами, как счастливый воин, как хитрый политик, как утонченный знаток слабостей человеческих, действуя на умы блеском своих успехов, славы, почестей, богатств и других многочисленных чувственных приманок и очарований. Вероятно, он рассыплет все роды соблазнов на посмеяние всего святого, на помрачение истины, для поколебания веры в Господа нашего Иисуса Христа, и для возбуждения порочных и насильственных страстей, в чаду которых нетрудно ему будет погасить благодетельный свет учения Христова. Порочный христианин, ослепленный развратными мыслями и пожеланиями близок к вольнодумству, а от вольнодумства — один шаг к отступничеству или атеизму. Вот и начинается война против истины, святости и всех добродетелей. В ужасное время, описываемое пророчеством, разврат и нечестие распространятся между таким множеством людей, что евангелист Иоанн, как мы упомянули выше, уподобляет их числом песку морскому. Эта бесчисленность одушевится одною мыслью вождя своего и повелителя, чтоб преследовать верных Господу Иисусу Христу. Не к этому ли времени относится сказанное в стихе 14 главы 16 Откровения ап. Иоанна о трех нечистых духах, которые исходят к царям всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя? Нельзя ли понимать под нечистыми духами трех главных помощников антихриста или Гога, действующих по внушению враждебной силы, ложными убеждениями на царей земных, чтоб вооружить против веры Христовой и верующих?». «Главный виновник восстания новых врагов против Церкви Христовой представляется сатана, разрешенный из темницы, в которой содержался тысячу лет. Войско его будут составлять какие-то народы, Гог и Магог, которые в бесчисленном множестве выйдут с четырех углов (отдаленных пределов) земли. Прежде исполнения пророчества нельзя сказать, кто такие эти народы. Блаж. Иероним разумеет под ними кавказских скифов; иные разумеют магометан — турок, татар. Но здесь это имя народов, кажется, таинственное и означает не один народ, а сброд с четырех углов земли — востока, запада, севера и юга, то есть со всех концов земли, Значит, эти люди рассеяны по всем странам и царствам. Эти люди называются Гогом и Магогом, может быть, для означения варварства, жестокости, бесчеловечия их, какими отличались Гог и Магог, как видно из пророчества Иезекииля. Не понимаются ли под ними последователи, слуги антихриста — вольнодумцы, еретики, неверы, ученые безбожники, нечестивцы, отчаянные развратники, и т. п.? Такие люди, точно, везде и ныне находятся во всех царствах и местах, но вдали от стана святых, то есть Церкви Христовой, не по месту, а по образу мыслей, по нравам, по жизни. Такие люди и ныне словом и писаниями стараются ниспровергать основные истины христианства, извращать понятие людей о разных предметах религии, нравственности, гражданской жизни, вовлекать в свой омут заблуждений, разврата, буйства. Кто не увлекается их толками, не следует их правилам, обычаям, тех начинают преследовать насмешками, пересудами, злословием, клеветою, презрением, уничижением и разными оскорблениями; например, кто постоянно ходит к богослужению в праздники, соблюдает посты по уставу святой Церкви, уклоняется от игр, забав, зрелищ, шумных собраний для разгула, суетного празднословия, читает Священное Писание, жития святых и другие назидательные книги, а не повести, романы, соблюдает другие религиозные обряды, правила благочестия, и вообще в образе мыслей, в нравах и жизни соображается с Евангелием, поступает по заповедям Божиим, а не по правилам и обычаям мира, — тот будь хоть ангел, вольнодумцы, нечестивцы забросают его грязью, постараются очернить, унизить. Добродетели они обыкновенно называют лицемерием, благочестие — ханжеством и святошеством, ревность к славе Божией и подвижничеству — фанатизмом, кротость и смирение — бесхарактерностью, простодушие и откровенность — глупостью, и т. п. Они стараются преследовать человека верующего всеми адскими оружиями: насмешками, злословием, ненавистью и разными кознями — свести с истинного пути, заставить следовать их нечестивым понятиям, правилам, обычаям, по духу мира и князя его, чтобы только не видеть обличителя своего нечестия. Такие люди — верные служители антихриста и ныне стараются явно и тайно вредить святой Церкви Христовой, станут совращать православных христиан с пути истины и благочестия на путь вольнодумства, суемудрия, неверия, нечестия, своеволия, буйства во имя либеральности, своевременной цивилизации и т. п. Вот это и есть война, может быть, Гога и Магога! По крайней мере, эта хитрая, злокозненная война гораздо опаснее и зловреднее всякой внешней, гражданской войны. Поэтому как надобно быть осторожным христианину среди подобных людей, чтобы насмешками или благовидною личиною дружбы и разными хитростями мало-помалу не увлекли в свой омут. Как жаль, что и ныне о многих можно сказать, что сказал ап. Иоанн о некоторых своих современниках: Они вышли от нас, но не были наши (1 Ин. 2, 19)».
|